Автомобильная выставка «Герои своего времени» в ГУМе
С 4 по 29 ноября в Москве проходит выставка автомобилей автозавода ГАЗ, повлиявших на историю нашей страны
4 ноября в московском Торговом Доме ГУМ открылась выставка «Герои своего времени». Организаторы – компания «Базовый Элемент» и входящая в нее «Группа ГАЗ». Как не трудно догадаться, экспозиция посвящена продукции Горьковского автозавода, отметившего своё 80-летие, а если быть точнее – вкладу, который внесли автомобили марки ГАЗ в историю и развитие нашей страны.
Выбор места проведения выставки «Герои своего времени» оказался неслучайным. Именно в здании ГУМа в конце 1920-х гг располагался автомобилестроительный филиал Государственного института по проектированию новых металлозаводов («Гипромез»). И именно здесь разрабатывался будущий автогигант, а также изучались заокеанские Ford А и Ford АА для наладки их производства в Горьком. Плюс, напомним, что ГУМ находится в самом центре Москвы, сердце России и бывшего СССР. К тому же, руководство торгового центра уже не первый год (заметим, правильно и успешно) «эксплуатирует» темы ретро и «made in USSR». Так что олдтаймеры ГАЗа вписались в антураж «Главного универсального магазина» как нельзя точно.
Впрочем, все выставленные автомобили предстали перед москвичами и гостями столицы в отличном состоянии – реставраторы из независимых фирм постарались на славу! Открывает экспозицию довольно редкая на сегодня машина – ГАЗ-4. Это грузопассажирская модификация легкового автомобиля ГАЗ-А, но с передней частью от знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА. Пикап грузоподъёмностью до полутонны, оснащённый двухместной кабиной и открытой грузовой платформой, основную прописку получил в рядах Красной Армии, где использовался для доставки военных грузов и солдат (на двух скамьях вдоль бортов могло разместиться до 6 бойцов). Нашлось применение пикапу и на гражданской службе. «Четвёрок» в середине 1930-х гг было построено немного (по разным данным, от 5 до 10 тысяч машин), но до наших дней дожили лишь единицы. Данный экземпляр образца 1936 года был отреставрирован компанией «Старое Время».
Следом разместился ещё один пикап – ГАЗ-М-415. В основе этой машины лежит знаменитая «эмка» ГАЗ-М-1, у которой сохранились рама, ходовая часть и оперение кузова. Это позволило на базе легковушки довольно быстро создать грузопассажирскую версию, которая стала популярна в народном хозяйстве и армии. Но Великая Отечественная война уничтожила почти все выпущенные пикапы. За то, чтобы лицезреть в 21 веке этот белоснежный ГАЗ-М-415 1938 года выпуска, мы обязаны Мастерской Евгения Шаманского.
Но самый необычный экспонат данной выставки поджидает гостей далее. Это ярко-красный ГЛ-1 (от «гоночная Липгарта», в честь главного конструктора Горьковского автозавода) – дебютный советский гоночный автомобиль заводской постройки. Проект первого в стране Советов спорткара существовал в двух вариантах. Если машина 1938 года была спроектирована с применением серийных, пусть и модернизированных, узлов и агрегатов от «эмки», то второй автомобиль получил уже закрытый аэродинамический кузов и мощный двигатель от ещё не запущенного на тот момент в серию седана ГАЗ-11-73. В 1940 году как раз на этом спортивном автомобиле был установлен всесоюзный рекорд скорости – 161.87 км/ч!
К сожалению, время не пощадило проект первого спорткара СССР, ни один из вариантов машины не удалось сохранить. Зато силами «Кузовной мануфактуры Александра Бушуева» несколько лет назад удалось создать реплику ГЛ-1. Причем в конструкции были использованы оригинальные детали от ГАЗ М-1 и ГАЗ-11-73. Именно этот автомобиль демонстрируется с тех пор на разных выставках, теперь же его можно увидеть и в помещении ГУМа.
Историю ГАЗа сложно представить без настоящих грузовых автомобилей – тружеников села, работяг в различных областях промышленности и экономики, а также неоспоримых помощников армии. На выставке «Герои своего времени» представлен ГАЗ-ММ. Это модернизированный в 1938 году вариант популярной и крайне востребованной «полуторки» ГАЗ-АА с форсированным до 50 л.с. мотором, усиленной подвеской и иным рулевым управлением.
С началом войны конструкцию машины пришлось удешевлять и упрощать, поэтому, по данному экземпляру грузовика (1942 г), можно заметить отсутствие капитальных дверей и крыши, широкое применение дерева, простецкие штампы кузова. Были упрощения и по части техники. Тем не менее, ГАЗ-АА и ММ были выпущены огромным тиражом. На «полуторки» устанавливали надстройки и кузова различного назначения. Машины также использовались и как носители вооружения. На данной выставке «Музей боевого братства» из подмосковной Черноголовки демонстрирует восстановленный грузовик с зенитной установкой из четырех пулеметов «Максим», так называемой «счетверенкой» (4М).
Один из самых ярких символов окончания Великой Отечественной войны – ГАЗ-М-20 или попросту легендарная «Победа»! Этот автомобиль, производство которого стартовало в 1946 г, стал не только настоящим прорывом советского автомобилестроения, но и продемонстрировал современный подход нашей конструкторской школы среди мировых автомобилестроителей. За годы своего производства «Победа» была не раз модернизирована, машина обросла различными вариантами и модификациями (кабриолет, внедорожник и др.) Этот экземпляр ГАЗ-М-20 1954 г выпуска был серьезно отреставрирован силами издания «Авторевю» и даже вошел в реестр коллекционных автомобилей Gorkyclassic.
Ну, а следом за «Победой» место на конвейере занял культовый и красивейший автомобиль ГАЗ-М-21 (впоследствии просто ГАЗ-21), который также получил имя собственное – «Волга»! Середина 50-х и начало 60-х гг – это время серьезных перемен в стране, развитие технологий, наконец, покорение космоса. За годы своей жизни «двадцать первая» постоянно модернизировалась, комплектовалась несколькими вариантами силовых установок (в т.ч. с автоматической коробкой передач), обзаводилась различными кузовами и модификациями.
На выставке представлена «Волга» 1960 г выпуска, так называемой «второй серии», которая примечательна вертикальными рёбрами решетки радиатора с широкими прорезями и фигуркой оленя на капоте. Машину предоставила фирма «Молотов Гараж».
Конечно, выставленные в ГУМе автомобили ГАЗ демонстрируют лишь скромную часть истории автозавода, но даже они дают представление о влиянии продукции из Горького (Нижнего Новгорода) на судьбу нашей великой страны. К тому же свободные площади универмага не смогли бы вместить даже половину из выпущенных моделей компании. Но устроители выставки творчески вышли из сложившейся ситуации. Между живыми автомобилями разместили небольшие диорамы с маленькими модельками «газовских» машин.
Трёхосный грузовик ГАЗ-ААА, покоряющий песчаные барханы во время автопробега «Москва – Кара-Кум – Москва» в 1933 г.
Модель танка Т-70, который участвовал в Великой Отечественной и тоже производился силами ГАЗа.
Легендарный послевоенный грузовик ГАЗ-51.
Внедорожник ГАЗ-69, который ко всему прочему дал начало модельной линейке Ульяновского автозавода.
Выпущенные «двадцать четвёртые» Волги не столько попадали в частные руки, сколько служили в государственных учреждениях или, например, в такси.
На выставке представлено большое количество дополнительного материала – множество фотографий и вещей, иллюстрирующих становление завода, его развитие, проектирование и производство различных моделей. Особое внимание уделено ведущим инженерам и видным деятелям ГАЗа.
Ко всему прочему, «газовские» легковушки и грузовики сыграли немало ролей в кино. И этому тоже отведены несколько стендов!
Подводя посетителей к последнему экспонату выставки, организаторы сконструировали большую диораму, которую можно охарактеризовать как «90-е и начало 2000-х, становление российского бизнеса». В импровизированном городе видны культурные магазины и небрежные ларьки, больница и другие объекты городской застройки (вывески «МММ», «Вещевой рынок в Лужниках» и афиша концерта Бутусова заставили улыбнуться). И везде на службе у людей модельки «ГАЗели» – грузовые версии, фургоны, микроавтобусы и другие вариации. А ведь эта модель ГАЗа стала поистине героем своего времени.
Ну, а станет ли героем уже второго десятилетия 2000-х «ГАЗель NEXT», выпуск которой был освоен в 2013 году, покажет время. Версия с грузовой платформой (ГАЗ-A21R22) была выставлена в заключении экспозиции.
Выставка «Герои своего времени» продолжит свою работу до конца ноября, так что у вас ещё есть возможность посмотреть интересную и великолепно оформленную (хотя некоторые неточности всё же были замечены) экспозицию. Причем абсолютно бесплатно!
Скворцов Анатолий
Фото автора и Смирновой Евгении
В Нью-Йорке показали каким будет первый кроссовер люксовой марки Genesis - концепт-кар GV80: фото, видео, информация
Премьера Toyota FT-4X Concept на Нью-Йоркском автосалоне 2017 - фото, видео, информация, характеристики
Полноразмерный внедорожник премиум-класса Lincoln Navigator 2018 модельного года - фото, видео, информация, характеристики
Концепт Infiniti QX80 Monograph представляет крупный внедорожник Infiniti QX80 нового поколения 2018 модельного года - фото, дизайн, информация
Супер-кроссоверы Mercedes-AMG GLC 63 и GLC 63 Coupe - фото, видео, характеристики, старт продаж
Chevrolet Tahoe RST и Suburban RST - фото, информация, характеристики, когда начало продаж