Репортаж с «Олдтаймер-Галереи XXV», часть 1
Фото и рассказ о самых интересных экспонатах Олдтаймер-Галереи 2016
С 4 по 8 марта в московском КВЦ «Сокольники» прошла уже 25-я по счету «Олдтаймер-Галерея». Это, по сути, единственная крупная и регулярная выставка ретро-автомобилей и технического антиквариата в России. Под крышей сразу трех павильонов посетители смогли увидеть множество интересных и редких экспонатов и прикоснуться к автомобильной истории нашей страны и других государств!
Ставшая несколько лет назад доброй традицией выделять на «Олдтаймер-Галерее» центральную тематику, перенеслась и на весеннюю выставку 2016 года. Основная экспозиция была посвящена 95-летию Гаража Особого Назначения (ГОН), который был основан в далеком январе 1921 года. Можно было увидеть все основные автомобили, обслуживавшие правителей нашей страны – от последнего Императора Николая II до нынешнего Президента В.В. Путина, – а также другие машины кремлевского гаража. Рассказать о более чем ста экземплярах выставки достаточно сложно, поэтому в нашем небольшом экскурсе мы выделим самые значимые, редкие и запоминающиеся экспонаты 25-й «Олдтаймер-Галереи»!
Торжественная церемония открытия выставки: приветственные речи организатора «Олдтаймер-Галереи» Ильи Сорокина и основных участников; показательное выступление роты специального караула Президентского полка; музыкальное сопровождение в исполнении Президентского оркестра.
Парк ГОНа поначалу базировался на наследии еще Императорского Гаража. Особо в нем выделялись автомобили французской марки Delaunay-Belleville. Один из них, находящийся в прекрасном состоянии, как раз и открывал экспозицию нынешней выставки!
Но позже Ленин стал предпочитать британские Роллс-Ройсы. На «Олдтаймер-Галерее» демонстрировалась крупная и престижная модель Rolls-Royce Phantom I, построенная, правда, уже после смерти Вождя мирового пролетариата.
Иосиф Сталин же в 1930-х гг полюбил машины американского производства: Линкольны, Кадиллаки и Паккарды. Например, модели Packard 120 и Packard 180.
Именно заокеанские модели стали техническими и дизайнерскими прообразами при создании первых советских автомобилей высшего класса: ЗиС-101 и модернизированной модификации ЗиС-101А.
Но самой знаковой моделью кремлевского гаража послевоенной эпохи стал, конечно же, величественный «сто десятый»! Правда, для самого Сталина был спроектирован уникальный ЗиС-115 (на фото). На этой модели впервые в мире применили технологию капсульного бронирования, а стекла толщиной 80 мм (опускные!) поражают и сегодня. При этом внешне «115-й» был почти ничем не отличим от незащищенного собрата.
На «Олдтаймер-Галерее» был представлен открытый вариант ЗиС-110 с литерой «Б». Именно эта модель открыла новую веху для кремлевского гаража – прием военных парадов. Ведь даже после Великой Отечественной военные начальники во время торжественных парадов использовали лошадей. А по соседству с ним стоял действительно уникальный автомобиль – ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Это такая же открытая машина, но с усиленной рамой, иной подвеской, мощным мотором от ЗиС-115 и полноприводной трансмиссией (дальнейшее развитие проекта ЗиС-110Ш). По некоторым данным, таких фаэтонов изготовили всего 2 штуки! Использовались они в загородных резиденциях Хрущева – в основном для выезда на природу и на охоту.
А вот на этом открытом ЗИЛ-111В в 1961 году в Москве встречали первого космонавта Юрия Гагарина.
На выставке демонстрировались и другие представители изысканного «космическо-ракетного» дизайна: лимузины и кабриолеты ЗИЛ, а также несколько вариантов знаменитейшей красавицы «Чайки» ГАЗ-13.
Любовь Хрущева к открытым и незащищенным автомобилям и соответственно безразличие к собственной безопасности сыграли с ним злую шутку. В 1969 г прямо у стен Кремля на него было совершено покушение. Правда, сам Никита Сергеевич не пострадал, весь огонь террориста приняла на себя другая машина – с вернувшимися из очередных космических экспедиций космонавтами на борту. Но тогда погиб водитель ГОНа. Все посетители «Олдтаймер-Галереи» могли вживую увидеть тот самый пострадавший ЗИЛ-111Г!
Конец 60-х – начало 70-х годов: партийная элита СССР получает «114-е» семейство автомобилей ЗИЛ нового поколения более современной конструкции. Внешний вид – под стать тому времени: строгость и монументальность, длинные прямые и острые углы! Но характерные пары сдвоенных передних фар сохранились.
Примерно в тоже время начинается производство модели ЗИЛ-117, давшей старт появлению так называемых укороченных вариантов лимузинов высшего класса. Хотя седан длиной в 5,7 метров даже сегодня назвать коротким язык не поворачивается. Появление этой модели было вызвано целым рядом причин. Для партийных чиновников среднего звена просто по статусу были не положены дорогие «114-е» лимузины. Плюс встал вопрос нужды в машинах сопровождения – более компактных, легких и юрких. А «тринадцатая» «Чайка», хоть и уступала по размерам самую малость, но в «табели о рангах» стояла ещё ниже. К тому же ее облик в 1970-х годах считался уже устаревшим.
На базе ЗИЛ-117 появляется так необходимый военному ведомству кабриолет. Ориентируясь, в первую очередь, на парады, проводимые на Красной площади, конструкторы пришли к выводу создания открытых машин именно на коротком шасси – для лучшей маневренности между колоннами солдат и техники. К тому же нужды в машине, длина которой превышает 6,3 м, просто не было. На выставке демонстрировались сразу несколько кабриолетов ЗИЛ-117, выпущенных в разное время и отличающихся, по большей части, лишь оформлением передка.
Брежневская «эпоха застоя» прямо отразилась и на автомобильной промышленности, при этом коснувшись и высшей «касты» – автомобилей, предназначенных для Гаража Особого Назначения. Появившееся в конце 1970-х семейство ЗИЛ-115 (по более позднему ГОСТу – ЗИЛ-4104) являлось лишь плодом глубокой модернизации предшественника. Впрочем, «Чайке» ГАЗ-14 (на фото – вторая, после ЗИЛ-115) с приходом к власти Горбачева была уготовлена и вовсе печальная участь.
Но «борьба с привилегиями» в перестроечный период всё же не коснулась автопарка Кремля. Хотя, опять же, самый главный автомобиль Страны Советов того времени ЗИЛ-41047 был, по сути, очередной модернизацией – с более современной внешностью и иным оборудованием.
Семейство последнего кремлевского ЗИЛа состояло из нескольких моделей: базового лимузина, бронированной версии, укороченного седана и др. Одна из самых эффектных внешне и запоминающихся модификаций – это ЗИЛ-41072 по прозвищу «Скорпион» – машина охраны с подножками, поручнями, иным оформлением салона и огромным люком в крыше для отстреливания из оружия.
Скворцов Анатолий
Фото автора и Смирновой Евгении
Смотрите вторую и третью части репортажа с «Олдтаймер-Галереи XXV»
В Нью-Йорке показали каким будет первый кроссовер люксовой марки Genesis - концепт-кар GV80: фото, видео, информация
Премьера Toyota FT-4X Concept на Нью-Йоркском автосалоне 2017 - фото, видео, информация, характеристики
Полноразмерный внедорожник премиум-класса Lincoln Navigator 2018 модельного года - фото, видео, информация, характеристики
Концепт Infiniti QX80 Monograph представляет крупный внедорожник Infiniti QX80 нового поколения 2018 модельного года - фото, дизайн, информация
Супер-кроссоверы Mercedes-AMG GLC 63 и GLC 63 Coupe - фото, видео, характеристики, старт продаж
Chevrolet Tahoe RST и Suburban RST - фото, информация, характеристики, когда начало продаж