Переславский железнодорожный музей

18.06.2014 » Motor Новости » Переславский железнодорожный музей
Недалеко от Переславля-Залесского находится музей узкоколейной ж/д техники с автомобильным отделом (фото)

 

Если вы задумались посетить город Переславль-Залесский (Ярославская область) с его богатой историей, именитыми памятниками архитектуры и огромным Плещеевым озером, то обязательно прокатитесь около 20 км на северо-запад от города. Там, в посёлке Талицы, расположен уникальный в своём роде железнодорожный музей. А при чём здесь спросите вы автомобили?

 

Переславский железнодорожный музей был основан в 1991 году на базе заброшенных депо и узкоколейной линии, обслуживавших торфяные раскопки. В коллекции собраны паровозы, различные вагоны, мотодрезины и прочее, что связано именно с узкоколейными ж/д линиями. Многие экспонаты музея были выпущены ещё в первой половине 20 века, а некоторые и вовсе датированы концом 19-го! Технику находили в самых разных уголках нашей страны в уже плачевном состоянии, поэтому большая часть экспонатов пока находится в не очень приглядном виде. Но работа по восстановлению идёт полным ходом – некоторые экземпляры из богатой коллекции музея наглядно демонстрируют возможности реставраторов.

 

А рядом с основной экспозицией Переславского железнодорожного музея разместилась площадка автомобильной техники. И тоже старинной! Правда, как и в случае с соседями, до первозданного вида здесь доведена лишь половина экземпляров. Но реставрационная работа, как заверяют работники автомобильного отдела, кипит. Стоит отметить, что данная коллекция собрана силами военно-исторического клуба Р.К.К.А и группой частных коллекционеров.

 

 

Открывают экспозицию пара автобусов – тёмно-зеленый Renault (современная реплика) и пока неотреставрированный «капотник» на базе ГАЗ-51. Модель автобуса, которая сначала выпускалась на «Горьковском Автобусном Заводе» под названием ГЗА-651, впоследствии производилась на многих других авторемонтных предприятиях. Данный экземпляр, например, был выпущен в городе Щёкино (Тульская область).

 

По красному цвету этого грузовика можно было бы подумать, что он изначально создавался как пожарная машина. Но на самом деле данный ГАЗ-51 1963 года выпуска был переоборудован в пожарную машину лишь аномально жарким и засушливым летом 2010 года. На шасси грузовика были установлены шестерёнчатый насос, цистерна и катушка для рукавов, сделаны крепления для пожарного инвентаря. Для дополнительной заправки машины водой на территории музея были наполнены несколько стационарных ёмкостей, 8-тонный вагон-цистерна и однотонный автомобильный прицеп. И так сложилось, что новоиспечённая «пожарка» приняла боевое крещение в том же августе во время тушения лесного возгорания недалеко от посёлка Талицы!

 

Легковые автомобили по сравнению с грузовым транспортом в музее представлены в меньшинстве. Но не упомянуть о них нельзя. Например, достаточно редкая на сегодняшний день Волга с кузовом универсал – ГАЗ-22.

 

Или сверкающий кузовными панелями американский Ford-T!

 

А это знаменитая «полуторка» времен Великой Отечественной войны – ГАЗ-ММ. Машина отличается от прямого прародителя – грузовика ГАЗ-АА – упрощённой конструкцией технической части и кабины. В Переславском железнодорожном музее демонстрируется машина 1942 г.в. с установленным на шасси кузовом самосвального типа. Где ещё увидишь такой вариант «полуторки»?

 

У этого ГАЗ-М1 (или попросту «Эмки») выпуска конца 1930-х гг нелегкая реставрационная судьба. Но она достойно ожидает своей очереди предстать перед публикой в лучшем виде.

 

Также в музее размещены внедорожники ГАЗ-67Б и Willys MB (США), грузовой ГАЗ-АА …

 

… ЗиС-5 1937 года …

 

… а на задворках был обнаружен редкий ГАЗ-63! Дело в том, что грузовую модель с трансмиссией 4x4, начали разрабатывать в Горьком ещё до начала Великой Отечественной войны, но машины самых первых выпусков (1943 г) пришлось оснащать кабиной от американского грузовика Studebaker US6, который поставлялся в СССР по «ленд-лизу». Лишь после войны с началом крупносерийного производства ГАЗ-63 обрёл узнаваемую кабину с более обтекаемыми формами. Кстати, этот грузовик находится в хорошем техническом состоянии и часто выполняет различные хозяйственные функции. Например, иногда катает посетителей от парковки до входа в музей.

 

Но для развлекательных «покатушек» задействованы и другие внедорожные раритеты. Например, Dodge WC 52, он же Додж 3/4…

 

… или послевоенный M151 MUTT (возможно, неточное название).

 

Самым выдающимся экспонатом автомобильного отделения музея, без сомнений,  можно назвать легкий броневик ФАИ-М. История этой модели восходит к началу 1930-х годов, когда на Ижорском заводе в Ленинграде началось производство бронеавтомобиля на базе легкового Форд-А (отсюда и происхождение названия ФАИ – «Форд-А Ижорский»), а затем и на шасси ГАЗ-А. Но спустя несколько лет уцелевшие бронекузова начали переставлять с отслуживших своё машин на более современные шасси от ГАЗ-М1 (к названию прибавилась литера М). Ряд негативных конструктивных особенностей повлиял на то, что к середине Великой Отечественной войны почти все броневики ФАИ и ФАИ-М закончили своё существование. Данный экземпляр был найден осенью 1992 года в лесу под Новгородом. После тяжелейшего и многолетнего труда (машину пришлось восстанавливать дважды) реставраторы военно-исторического клуба Р.К.К.А. сделали чудо, и теперь это единственный целый броневик ФАИ-М на территории бывшего СССР, который к тому же находится на ходу!

 

Но заглянем и в основную экспозицию Переславского железнодорожного музея, здесь тоже имеется ряд экспонатов, которые точно заинтересуют автолюбителей. На всеобщее обозрение выставлены несколько авто- и мотодрезин. Это такая конструктивная помесь грузовиков или тракторов с железнодорожным шасси. Подобная техника имела широкое применение – возила грузы, людей и другое предназначение.

 

А от этого экспоната музея любители ретро-автомобилей поначалу будут в шоке. Мало кто знает, но в 60-е годы для нужд руководства Горьковской ГРЭС один из «ЗиМов» (ГАЗ-М12) был приспособлен для езды по рельсам!

 

Это тоже дрезина – самая маленькая из моторизированных!

 

Переславский железнодорожный музей располагается в 20 км на северо-запад от города Переславля-Залесского (направление на Калязин/Углич). Правда, 15 км этого пути придётся преодолеть по асфальтовой дороге, не видавшей ремонт несколько десятилетий (будьте осторожны и берегите свои автомобили!) Музей работает ежедневно, кроме понедельника и вторника. Цена билета составляет (на июнь 2014) 150 рублей для взрослых и 50 рублей для детей школьного возраста. За фотографирование дополнительные деньги не взымаются. На территории музея располагаются кафе и сувенирная лавка. Из дополнительных развлечений имеются вышеупомянутое катание на внедорожниках, а также катание на ручной дрезине по узкоколейной железной дороге.

 

Скворцов Анатолий

Фото автора и Смирновой Евгении

 

Теги:

Избранное:

Подписка:


Премьера Lexus LS F Sport Премьера Lexus LS F Sport
Lexus LS F Sport 2018 модельного года - фото, информация, характеристики
Спортивный и элегантный кроссовер Genesis GV80 Спортивный и элегантный кроссовер Genesis GV80
В Нью-Йорке показали каким будет первый кроссовер люксовой марки Genesis - концепт-кар GV80: фото, видео, информация
Кроссовер Toyota FT-4X для миллениалов Кроссовер Toyota FT-4X для миллениалов
Премьера Toyota FT-4X Concept на Нью-Йоркском автосалоне 2017 - фото, видео, информация, характеристики
В Нью-Йорке состоялась премьера Lincoln Navigator четвертого поколения В Нью-Йорке состоялась премьера Lincoln Navigator четвертого поколения
Полноразмерный внедорожник премиум-класса Lincoln Navigator 2018 модельного года - фото, видео, информация, характеристики
Премьера Infiniti QX80 Monograph Премьера Infiniti QX80 Monograph
Концепт Infiniti QX80 Monograph представляет крупный внедорожник Infiniti QX80 нового поколения 2018 модельного года - фото, дизайн, информация
Кроссоверы от Mercedes-AMG вновь стали самыми-самыми! Кроссоверы от Mercedes-AMG вновь стали самыми-самыми!
Супер-кроссоверы Mercedes-AMG GLC 63 и GLC 63 Coupe - фото, видео, характеристики, старт продаж
Volvo представил новинку Volvo представил новинку
Шведский автопроизводитель приготовил самое маленькое купе - фото, видео
Спортивные Chevrolet Tahoe и Suburban Спортивные Chevrolet Tahoe и Suburban
Chevrolet Tahoe RST и Suburban RST - фото, информация, характеристики, когда начало продаж
Дорожный просвет Дорожный просвет
Дорожный просвет, клиренс - определение, термин, толкование, что это